Программа клуба

Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подростков и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит важные социальные роли – роль гражданина, роль патриота, роль защитника Отечества. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо, а в случае необходимости, защитить своё Отечество. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

В нашей школе всегда уделялось большое внимание патриотическому воспитанию. В 2007 году на базе МБОУ СОШ № 16  создается военно-патриотический клуб «Берест»,  в котором подростки получают возможность приобрести нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Новизна идеи состояла в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и объединении различных видов деятельности (познавательной, трудовой, краеведческой, поисковой, творческой и др.), направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, на приобретение умений и навыков.  Возглавляет клуб Петров Валерий Эдуардович – учитель истории, обществознания и ОБЖ.

Деятельность клуба осуществляется в соответствии  с нормативно-правовыми  документами: Конституция и законы Российской Федерации, Закон «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка»,  законодательные акты, Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»,  правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию обучающихся, нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в России, Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке. Правовой основой  для создания военно-патриотического клуба «Берест» является «Положение о военно-патриотических молодежных и детских   объединениях», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551.

Цель программы:  формирование в школе через Клуб действенной системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие личности подростка как гражданина свободного, демократического государства, формирование высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по его защите и развитию.

 Задачи программы:

  1. Подготовка подростков к службе в Вооружённых Силах РФ и ведомствах, где военная служба предусмотрена Федеральным законодательством; формирование и привитие качеств и навыков, которые необходимы будущему военнослужащему.
  2. Активизация поисковой работы по установлению имен пропавших без вести бойцов во время Великой Отечественной войны, увековечение памяти погибших при защите Отечества; сохранение и уход за воинскими захоронениями и обелисками на территории Майкопского района; сбор материала для районного краеведческого музея имени Жерноклёвых.
  3. Вовлечение детей и подростков в школьные, районные и республиканские мероприятия военно-патриотической направленности и совместную общественно-полезную деятельность.
  4. Установление партнерских взаимоотношений с учреждениями и общественными организациями, работающими в гражданско-патриотическом направлении.
  5. Разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физическому совершенствованию, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.

Основные  принципы деятельности клуба:

  • Принцип добровольности и свободы выбора
  • Принцип доступности и последовательности
  • Принцип учета возрастных особенностей
  • Принцип самостоятельности, сознательности и активности
  • Принцип связи теории с практикой
  • Принцип индивидуализации программы
  • Принцип развития
  • Принцип сочетания инновационности и стабильности
  • Принцип вариативности и корректируемости
  • Принцип результативности и контролируемости

Направления деятельности клуба:

  1. I. Основы начальной военной подготовки.
  2. Строевая подготовка.
  3. Тактическая и физическая подготовка.
  4. Огневая подготовка.
  5. Школа выживания.
  6. Идеологическая работа.
  7. II. Творческая деятельность.

III. Поисковая деятельность

  1. IV. Участие в мероприятиях.
  2. V. Сотрудничество с общественными организациями.

Сроки реализации программы:

Программа   рассчитана на реализацию среди учащихся в течение четырех  лет, по 306 часов в год, 9 часов в неделю.

Режим занятий

1-4-й год обучения: 4 раза в неделю по 2 часа + 1час – выездные мероприятия.

На 3-ем и 4-ом году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися,  имеющими высокие результаты и успехи. Для них составляются индивидуальные планы подготовки.

Место реализации программы: Деятельность военно-патриотического  клуба «Берест» осуществляется на базе МБОУ СОШ № 16 Майкопского района Республики Адыгея.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Программа клуба «Берест» рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 14 до 18 лет. Набор обучающихся в группы – свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но, главное, без медицинских противопоказаний. Набираются разновозрастные группы из учащихся 8-11-х классов по 15 человек. Условия для приема в группу: положительная успеваемость по предметам и наличие допуска (разрешения) врача к занятиям спортом. Уровень подготовки подростка  при приеме в группу определяется родителями, классным руководителем, руководителем Клуба.

Методы, используемые в работе Клуба.

  1. Метод убеждения (разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба и др.).
  2. Словесные методы, метод убеждения (рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение).
  3. Метод показа, личный пример (демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.)
  4. Метод упражнения (систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков).
  5. Метод состязательности (поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления).
  6. Метод поощрения.
  7. Метод воспитания через коллектив.

Основные  формы работы Клуба:

  1. Учебно-тренировочные занятия (классно-групповые занятия).
  2. Практические занятия по направлениям деятельности клуба.
  3. Трудовая деятельность педагога и обучающихся (участие в субботниках, работах по поддержанию материальной базы, помощь ветеранам войн).
  4. Досуговые, массовые мероприятия, военно-спортивные игры, смотры, конкурсы, внутриклубные состязания, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам, показательные выступления.
  5. Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, вахты памяти, экспедиции, исследовательская и поисковая работа.
  6. Изучение литературы, краеведческого материала в библиотеке, районном краеведческом музее имени Жерноклевых, использование интернет-ресурсов, издательская и просветительская деятельность.

Содержание программы

         Раздел I. Основы начальной военной подготовки.

  Тема 1. Строевая подготовка.

Строевой устав вооруженных сил. Строи и управление ими, строевые приемы и движения без оружия. Способы и приемы передвижения в строю при действии в пешем порядке. Практическое выполнение упражнений: строевая стойка, повороты, строевой шаг по одному и в шеренге, в колонне, изучение  строевой песни,  строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, подход к командиру, рапорт командиру, отдание чести, отработка строевого шага.

Тема 2. Тактическая и физическая подготовка.

Основы гигиены и закаливания. Основы здорового образа жизни. Основные принципы физической подготовки. Метание учебных гранат на дальность и на точность. Правила передвижения перебежками, по одному, по два, группами и лёжа на земле, ползком, «по-пластунски». Бег на 30, 100, 1000 и 3000 метров. Подтягивание на турнике. Игра  в мини-футбол. Упражнения, развивающие страховку и самостраховку, навыки самозащиты без оружия. Приемы рукопашного боя.  Подготовка и сдача норм ГТО. Подготовка к прыжку с парашютом. Способы отрыва окопа для стрельбы лёжа, устройство укрытий.

Тема 3. Огневая подготовка.

Общие сведения из внешней и внутренней баллистики.  Основные виды пневматического, гладкоствольного и нарезного оружия. Устройство и взаимодействие частей и механизмов стрелкового оружия. Правила и меры безопасности при стрельбе и обращении с оружием (к оружию допускаются обучающиеся после сдачи зачета по мерам безопасности). Правила стрельбы. Правила прицеливания. Стандартные упражнения для стрельбы. Гранатометание.

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Выезды в воинские части  города Майкопа на День призывника, которые проходят весной и осенью (показательные выступления отрядов спецназа, выставка современного боевого оружия и техники).

Тема 4. Школа выживания.

Основы знаний по медицинской подготовке (доврачебная и первая медицинская помощь; перенос и транспортировка раненых; средства предупреждения болезней с помощью традиционных лекарств без врача; оказание само- и взаимопомощи, теоретические и практические знания наложения ватно-марлевых повязок и жгутов, транспортировка пострадавшего).

Выживание в условиях автономного существования (построение и отрывание малой сапёрной лопатой  укрытия, натягивание навеса, разведение костра, ориентирование  на местности). Ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию. Навыки по применению общевойскового защитного комплекта (предназначение различных видов противогазов  и ОЗК — общевойскового защитного комплекта, практические занятия по  быстрому надеванию противогаза, защитного комплекта). Основы здорового образа жизни.

Тема 5. Идеологическая работа.

История Вооруженных Сил России.  Знаки отличия в российской армии. Виды вооруженных сил и рода войск. Силовые структуры и правоохранительные органы СССР и России. Конституционные положения о воинской обязанности. Виды вооруженных сил и рода войск. Российская и советская военная геральдика. Символы воинской чести. Боевые возможности, техника и вооружение России. Основные положения Федеральных законов «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе».

  Просматривание документальных фильмов о Великой Отечественной войне, об оружии и военной технике,  истории их создания. Встречи с ветеранами боевых действий и локальных конфликтов. Работа с литературой, выпуск стенной газеты «Берест».

  Раздел II. Творческая и поисковая деятельность.

  Подготовка и участие в тематических районных, республиканских и Российских  конкурсах патриотической направленности. Работа в библиотеках, интернет-сайтах, опросы очевидцев или участников освещаемых событий, посещение музеев. Сбор выписок и копий необходимых документов,  видео и фотосъёмка для подготовки конкурсных работ.

  Поисковая деятельность по местам боевой славы. Участие в поисковых экспедициях.  Проведение инструктажа. Сбор материала по истории основания храма  в станице Тульской, и истории некоторых жителей района бывших в немецких лагерях и угнанных на принудительные работы в Германию.

  Раздел III. Участие в мероприятиях.

  Республиканская военно-спортивная игра «Зарница», осенняя и весенняя спартакиада допризывной молодёжи, районная военизированная игра «Патриот», районная  игра «Зарница», дополнительные, незапланированные состязания, например военно-спортивные на приз районного отдела МВД, «А ну-ка парни», соревнования республиканского ДОСААФ, осенняя и весенняя спартакиада допризывной молодёжи и др.

  Участие в мероприятиях,  посвящённых скорбным и великим датам нашего Отечества: митинг, посвященный памяти о событиях в Чеченской республике 1994 года; участие в вахте памяти у мемориала «Солдатский родник», посвящённой выводу советских войск из Афганистана, почётный караул у памятника участникам локальных конфликтов; выезды в воинские части на День призывника; участие в торжественной линейке, посвящённой «Дню защитника Отечества», в качестве знамённой группы; почётный караул 9 мая у стелы павших земляков в годы Великой Отечественной войны;  участие в параде Победы и др.

         Раздел IV. Сотрудничество с общественными организациями.

Наименование организации Содержание и формы совместной работы
Районное общество ДОСААФ подготовка и сдача по нормативам ГТО, участие в проведении внутриклубных соревнований по стрельбе, организация встреч с ветеранами, предоставление пневматического оружия, выделение транспорта для участия в соревнованиях, привлечение членов клуба к участию в мероприятиях, посвящённых знаменательным датам
Станичное казачье общество привлечение подростков к участию в работах по строительству православного храма в поселке Тульском на месте разрушенного в тридцатые годы большевиками, участие в поминальных митингах и шествиях в населенных пунктах района, организация выставок находок,  сделанных в период проведения поисковых работ по местам боевой славы, привлечение  тренеров и спортсменов по рукопашному бою
Авиационный спортивный клуб имени Громова прыжковая подготовка и выполнение тренировочного прыжка с парашютом
Районный Военный Комиссариат сборка и разборка автомата Калашникова, приёмы и способы надевания обещевойскового защитного комплекта, строевая подготовка, проведение стрельб из боевого оружия.
Майкопская воинская часть участие в стрельбах из боевых автоматов, участие в не призывника, присутствие на не принятия воинской присяги.
Республиканский тир обучение стрельбе из пневматического оружия и малокалиберных винтовок
Республиканское МВД игра «Зарница».
ГУИН совместно с Республиканским центром туризма раз в год однодневные военноспортивные соревнования и профориентация
Молодёжное военно-патриотическое объединение «Единство» проведение  лекционных и практических занятий с юношами председателем совета объединения
Районный краеведческий музей имени Жерноклёвых Работа краеведческим материалом, документами, передача собранных материалов музею, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, проведение открытых занятий.

 

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  1. Участники военно-патриотического клуба владеют основами начальной военной подготовки и поисковой деятельности;
  2. У подростков сформированы качества гражданина и патриота, высокий уровень самостоятельности, организованности и дисциплины;
  3. Члены Клуба знают правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения,  готовы к защите своего Отечества, к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях;
  4. Учащиеся приобщатся к здоровому образу жизни и активному проведению досуга, у них сформирована потребность в регулярных занятиях физической культурой;
  5. У детей и подростков сформировано осмысленное отношение к самореализации, к проявлению человеческих способностей, добросовестное отношение к учебе и взыскательность к самооценке;
  6. У участников Клуба будут сформированы знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки, поисковой деятельности;
  7. Пройдёт апробация новой образовательной программы военно-патриотического клуба в школе.
Ожидаемые результаты
1-й год обучения

— освоение приемов строевой подготовки; понятие строя, фланги, шеренги, колонны;

—  знакомство с историей Вооруженных Сил и силовых структур России.

— получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу, различать съедобные и лекарственные растения;

— медицинская подготовка;

— выполнение нормативов «Юный стрелок»;

— выполнение нормативов ГТО;

— изучение основ рукопашного боя;

 — овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания.

2-й год обучения

— укрепление общей физической подготовки и совершенствование основ рукопашного боя;

— оттачивание приёмов строевой подготовки;

— совершение марш-броска на 5 км с элементами ориентирования, обустройство ночлега без туристского снаряжения;

— оказание первой медицинской помощи;

— выполнение норматива «Меткий стрелок»;

— выполнение упражнений учебных стрельб из АКС-74;

— знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных Сил и силовых структур России;

— прыжковая подготовка и выполнение тренировочного прыжка с парашютом.

3-й год обучения

— наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;

— совершенствование строевой подготовки;

— выполнение упражнений контрольных стрельб из АКС-74 и ПМ;

— умение провести ночь в лесу без туристского снаряжения, марш-бросок 10 км, поход с ориентированием на 1 сутки в составе группы учащихся в автономном режиме (педагог выполняет роль наблюдателя);

— выполнение норматива спортсмена – парашютиста III разряда.

4-й год обучения

— выполнение нормативов ГТО для 18 – летних;

— усовершенствование приемов рукопашного боя, строевой и огневой подготовки;

— оказание помощи в проведении школьных мероприятий военно-патриотической направленности;

— участие в соревнованиях, выездных мероприятиях;

— проведение индивидуальной работы по строевой и огневой подготовке с членами Клуба 1-2-го года обучения  в качестве помощников руководителя.

         Контроль и механизм оценки реализации программы:

        Критериями оценки достижений учащихся — членов Клуба являются:

  • выполнение нормативов (тесты на определение общей физической подготовки, бег 30 м., 60 м., 100 м., прыжки в длину, подтягивания, отжимания, подъёмы корпуса);
  • результаты участия в соревнованиях, показательные выступления;
  • собеседования, контрольные занятия, зачеты;
  • результаты, показанные по предметам обучения и учебным дисциплинам в рамках школьной программы.

Контрольные замеры по предметам обучения производятся ежеквартально. Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.

         Условия реализации программы

  Для успешной реализации данной программы необходимо иметь материально-техническую базу:

  • помещение для проведения занятий и мероприятий, оборудованный для проведения классно-групповых занятий  учебный кабинет ОБЖ;
  • спортивный зал и спортивный инвентарь;
  • открытая специально оборудованная спортивная площадка, полоса препятствий;
  • тир;
  • форма и символика (пилотки, погоны, значки, эмблемы);
  • 5 комплектов полевого обмундирования (камуфлированные брюки и куртки);
  • индивидуальные средства защиты (ОЗК; противогазы ГП-7);
  • палатки, рюкзаки, спальные мешки;·
  • наставления, общевоинские уставы, курс НВП, комплект плакатов по строевой и огневой подготовке;
  • техническое оборудование для и проведения мероприятий (компьютер, принтер, ксерокс, проектор, фотоаппарат, магнитно-маркерная доска, музыкальное оборудование и др.);
  • расходные материалы (бумага формата А-4 и А-3, ватманы, маркеры, грамоты и др.);
  • методическая литература и тематические диски.

    Смета расходов:
1. Приобретение расходных материалов (ватманы, маркеры, цветная бумага, ткань, клей и др.) — 10 000 руб.
2. Печатно-множительные расходы (картриджи для принтера, бумага формата А-4 и А-3) — 10 000 руб.
3. Приобретение отличительной формы, атрибутики и символики (полевая форма общевойсковая, берцы, ремни, футболки, погоны, значки, эмблемы и др.) — 60 000 руб.
4. Приобретение снаряжения и оборудования (макеты автомата Калашникова, полоса препятствий, канаты, верёвки, компасы и др.) — 150 000 руб.
ИТОГО: 230 000 руб.

Ограничения и риски реализации программы:
1. Недостаток финансового обеспечения и материально-технической базы.
2. Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Проблемы в привлечении целевой аудитории к мероприятиям проекта ввиду загруженности подростков в учебном заведении.

Учебно-тематический план работы военно-патриотического клуба «Берест»

 на 2015 — 2016 учебный год

Занятия. Мероприятия. Количество часов Сроки проведения
Техника безопасности. Медицинская подготовка. 2 часа в неделю сентябрь
Подготовка к районной игре «Зарница».

Строевая подготовка.

Огневая, физическая подготовка Радиационная, биологическая, химическая защита (ОЗК).

2 часа в неделю
Физическая подготовка. Сдача норм ГТО. 2 часа в неделю
Проведение «Дня здоровья». Топографическая  подготовка. 2 часа в неделю

+ 5 часов

Соревнования по пулевой стрельбе. 4 часа октябрь
Спартакиада допризывной молодёжи. Республиканские соревнования военно-патриотических клубов. 12+6
Республиканская  игра «Зарница». Физическая подготовка по направлениям: бег, метание гранат, футбол и волейбол,  турник. 20+6
Дни воинской славы России. 4 часа ноябрь
Соревнования, посвящённые дню военного разведчика. Физическая, огневая, строевая подготовка. 6+4
Поисковая работа. 2+20
День призывника. Посещение воинской части. 6 часов
Посещение аэроклуба. Изучение парашюта. 6 часов
Изучение рукопашного боя.

 

4 ч в неделю декабрь
Внутриклубные соревнования, посвящённые  битве за Москву. 2 часа
Материальная часть по изучению  стрелкового оружия Российской Федерации. Документальные фильмы. 2 часа в неделю
Краеведческая и творческая работа 6 часов
Физическая, огневая, строевая подготовка. 8 часов
Огневая подготовка. Пейнтбол. 4 часа в неделю

+ 5 часов

январь
Митинг, посвящённый участникам вооружённых конфликтов.  Встреча с участниками боевых действий в Чеченской республике, ДРА и других «горячих точках». 3 часа в неделю

+5 часов

Районная игра «Патриот».  Строевая подготовка.

Огневая, физическая подготовка Радиационная, биологическая, химическая защита (ОЗК)

6 часов в неделю

+ 8 часов

февраль
Автопробег по Республике Адыгея. Участие в митингах. «Вахта памяти». 8 часов
Поисковая работа. 36 часов март
Огневая подготовка. 6 часов апрель
Спартакиада допризывной молодёжи. Республиканские соревнования военно-патриотических клубов. 14+8
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки. ДОСААФ 4 часа
Посещение аэроклуба. Прыжковая подготовка. 6  часов
Районная игра «Зарница».  Строевая подготовка. Огневая, физическая подготовка Радиационная, биологическая, химическая защита (ОЗК). 28 часов май
Парад победы.  «Вахта памяти». 10 часов
Республиканская игра «Зарница» МВД. 36 часов июнь
Итого 306 ч.